Форум » » Торндайк Эдуард Ли » Ответить

Торндайк Эдуард Ли

Алла Петрова: В своей работе Райзер ссылается на работы Торндайка (теория научения), Лоренца и Павлова. Меня заинтересовал Торндайк. Нашла в интернете следующие данные о нем. Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 – 10.08.1949, Нью–Йорк) — американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из „проблемного ящика“. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями, в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая „кривая научения“. Сформулировал ряд законов научения: „закон упражнения“, „закон эффекта“, „закон готовности“, но в его публикациях после 30–го года „закон упражнения“ был практически отброшен. http://www.abc-people.com/typework/psychology/ps3.htm http://www.tomsk.ru/Books/psycho1/t37.htm http://www.cip.nsk.su/win/bor/chapter09.htm и для освежения памяти "Защитная собака" Райзера. http://www.sportdog.ru/articles/raiser.html

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Алла Петрова: Недавно попалась на глаза статья Каре Прайор. "...Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Эти одаренные личности не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением..." Но потом автор добавляет, что таких гениев единицы. Остальные должны выучить законы, управляющие обучением.

Алла Петрова: Возбуждение и торможение являются теми процессами, которые лежат в основе высшей нервной деятельности, в основе поведения. Академик Павлов проводил следующий опыт с собакой, у которой были выработаны пищевые условные рефлексы. Когда Павлов входил в комнату, где проводили опыт с собакой, собака проявляла резко выраженную активно-оборонительную реакцию. Павлов садился на место сотрудницы, постоянно работавшей с собакой, и начал применять условно-рефлекторные раздражители, то оказывалось, что пищевой условный рефлекс был значительно больше, чем обычно, и собака с большей жадностью поедала даваемую пищу. Академик Павлов установил, что возбуждение, вызванное видом незнакомого человека, распространялось (иррадиировало) по мозгу из того района, с которым связано проявление активно-оборонительной реакции. «вот и объяснение, почему воздействие парфорсом или электроошейником (с определенной силой) возбуждает проявление других инстинтов». Далее он описал, что при дальнейшем спокойном поведении Павлова, по коре головного мозга собаки после широкого распространения возбуждения, связанного с проявлением активно-оборонительной реакции, привело к внешнему торможению пищевого условного рефлекса. В точных опытах показано, что процесс возбуждения распостраняется быстрее, чем тормозной процесс приблизительно 4:1.

Алла Петрова: Оценка силы нервных процессов. При оценке силы раздражительного процесса (возбудимости) применяют такие мероприятия, которые направлены на повышение возбудимости клеток коры головного мозга. При этом оценивается, какую степень возбудимости может выдержать нервная система собаки, не впадая в запредельное торможение. 1. Если собака легко развивает признаки запредельного торможения, то это свидетельствует о низком пределе работоспособности нервных клеток, о слабости коры головного мозга, и наоборот, 2. Если собака выдерживает значительное повышение возбудимости корковых клеток, не проявляя признаков запредельного торможения, это свидетельствует о высоком пределе работоспособности нервных клеток, о силе коры головного мозга. В первом случае академиком Павловым собаки были охарактеризованы, как собаки слабого типа, или меланхолики Во втором случае собак он подразделил на три типа:сангвиники, холерики и флегматики.


Алла Петрова: Оценка подвижности процессов возбуждения и торможения. Под подвижностью процессов возбуждения и торможения понимается скорость и легкость переключения возбуждения коры головного мозга на состояние торможения и обратно. Собаки с плохой подвижностью нервных процессов (возбуждения и торможения) академиком Павловым были названы флегматиками. Собаки сильного типа с хорошей подвижностью процессов возбуждения и торможения - сангвиниками Таким образом академиком Павловым были выделены четыре типа высшей нервной деятельности 1.Слабый тип - меланхолики, у которых слабый процесс возбуждения, т.е. низкий предел работоспособности нервных клеток. Слишком сильные раздражители вызывают у этих собак запредельное торможение. 2.Уравновешенный, подвижный тип - сангвиники Примечание автора - говоря подвижный или малоподвижный, имеют ввиду не подвижность собаки, а подвижность нервных процессов. Это собаки с сильным процессом возбуждения и торможения и хорошей их подвижностью. 3.Возбудимый, безудержный тип - холерики Сильный процесс возбуждения, но слабый процесс торможения. 4.Инертный, малоподвижный тип - флегматики С сильными процессами возбуждения и торможения, но с плохой их подвижностью.

Алла Петрова: Вначале академик Павлов считал, пассивно-оборонительная реакция (трусость) является проявлением слабого типа нервной деятельности. Однако дальнейшие его исследования показали, что это неверно. Специальное изучение нескольких собак с ярко выраженной пассивно-оборонительной реакцией показало, что такие собаки могут обладать сильным типом ВНД. Он стал рассматривать пассивно-оборонительную реакцию, как реакцию, маскирующую истинный тип ВНД. Но если у собаки нет пассивно-оборонительной реакции, то это указывает на то , что это собака сильного типа ВНД. Если у собаки отсутствует активно-оборонительная реакция, это не значит, что это собака слабого типа. Точно так же и собаки слабого типа могут обладать значительной активно-оборонительной реакцией. Исследования показали, что кобели в среднем обладают более сильной нервной системой, чем суки.

Алла Петрова: Условия формирования типа нервной системы Несмотря на то, что тип нервной системы является врожденным свойством, тем не менее он формируется в тесной зависимости от условий существования собаки. Особенно большое влияние на развитие тормозного процесса оказывает соответсвующее воспитание. Если у собаки слабый тормозной процесс, постепенной тренировкой его можно значительно усилить, т.е. изменить типологические особенности собаки. Большое значение имеет тренировка и для подвижности нервных процессов.

Алла Петрова: Высшая нервная деятельность собаки может быть сорвана непосильной задачей, предъявляемой ее нервной деятельности Срыв может быть быстро проходящим или очень глубоким и длительным и в таком случае приходится уже говорить о неврозе. Академик Павлов понимал под неврозом в широком смысле что, «животное не отвечает как следует условиям, в которых он находится», отсутствует правильная реакция животного на внешние раздражители. Перенапряжение раздражительного процесса с последующим неврозом развивается у собаки в результате воздействия на нее сильных раздражителей. Причиной невроза может стать и перенапряжение тормозного процесса Перенапряжение подвижности нервных процессов происходит при быстрой, непосредственной смене тормозного раздражителя положительным, или наоборот.

Алла Петрова: Формы проявления неврозов 1. Невроз в форме возбуждения проявляется в резком повышении возбудимости. Собака не в состоянии затормаживать свои условные рефлексы. 2.Невроз в форме торможения Условные рефлексы могут быть значительной величины, но все диференировки, как правило, бывают нарушены. Наблюдается хаотическая двигательная возбудимость, сменяющаяся полной заторможенностью.

Алла Петрова: А теперь хочется обратиться к О.Меннингу в разделе "Характеристики инстинкта и обучения" Инстинкты обусловлены адекватными реакциями, запрограммированными в нервной системе животного при рождении как часть его наследственной конституции. Инстинктивное поведение развивается постепенно и естественный набор изменяет его чтобы лучше приспособить животное к среде обитания. Инстинкт представляет собой своего рода «видовую память», передаваемую от поколения к поколению по наследству. Инстинкт наделяет животное набором адаптивных реакций, которые оказываются «готовыми» к проявлению при первой же необходимости в них. Есть две особенности инстинктивных действий (это то определение, которое сегодня часто называют внутренней мотивацией) 1. Эти действия представляют собой закрепленные стереотипные комплексы движений, очень сходные у всех особей данного вида. 2.Инстинктивные действия часто легко вызываются очень простыми стимулами. Сталкиваясь со сложной ситуацией, животное реагирует на одну ее часть и фактически игнорирует остальные.

Алла Петрова: Но есть масса примеров, когда животное, сталкиваясь с трудностями, учатся что-то делать. Бывает так, что после обучения движения становятся почти автоматическими и могут сохраняться, даже если перестают быть эффективными. Гены могут контролировать развитие поведения, но для этого они должны взаимодействовать с окружающей животное средой. Очень важен период самого раннего развития животного - в утробе матери и очень зависят от ее физиологического состояния. Пример: если самок крыс в период беременности подвергать стрессу, то это влияет на поедение потомства. Когда такое потомство впервые попадает в незнакомую обстановку, оно проявляет повышенную по сравнению с обычной пугливость. Так же огромное влияние оказывают раздражители на новорожденных щенков. Крысята, котрых брали в руки в раннем возрасте, созревают быстрее - раньше открывают глаза и опережают по весу контрольных сверстников. Кроме того они оказываются менее эмоциональными при пугающих воздействиях.



полная версия страницы