Форум » » Торндайк Эдуард Ли » Ответить

Торндайк Эдуард Ли

Алла Петрова: В своей работе Райзер ссылается на работы Торндайка (теория научения), Лоренца и Павлова. Меня заинтересовал Торндайк. Нашла в интернете следующие данные о нем. Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 – 10.08.1949, Нью–Йорк) — американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из „проблемного ящика“. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями, в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая „кривая научения“. Сформулировал ряд законов научения: „закон упражнения“, „закон эффекта“, „закон готовности“, но в его публикациях после 30–го года „закон упражнения“ был практически отброшен. http://www.abc-people.com/typework/psychology/ps3.htm http://www.tomsk.ru/Books/psycho1/t37.htm http://www.cip.nsk.su/win/bor/chapter09.htm и для освежения памяти "Защитная собака" Райзера. http://www.sportdog.ru/articles/raiser.html

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Алла Петрова: По признанию некоторых русскоязычных собаководов, у нас нет учебников, где даны физиологические основы поведения и дрессировки собак. Те, кто знаком с ними, могут просто освежить память. Сразу признаюсь, что за основу взята книга "Служебная собака" авторского коллектива ученых и ветеринарных врачей 1952г. издания. Попутно можно сравнить, что могло измениться за последующие 54 года. Я выберу некоторые основные понятия, которые надо знать как 2Х2 тем, кто дома держит какое-нибудь животное, чтобы не возникали недопонимания между хозяевами и их питомцами. Поведением животного называется вся сумма действий, производимых им в ответ на бесконечное многообразие непрерывно воспринимаемых им раздражителей, причем эти действия направлены на уравновешивание организма с внешними условиями. Поведение - это совокупность действий животного, посредством которых оно приспособляется к условиям окружающей среды. Есть понятия внешние раздражители, идущие из окружающей среды и внутренние раздражители из самого организма животного. Раздражение- это всякое воздействие на организм, вызывающее какое-либо ответное действие животного. В основе поведения лежит деятельность нервной системы Все раздражения воспринимаются нервными окончаниями, передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направлются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам), что вызывает действие животного. Таким образом, в основе поведения животного лежит Деятельность его нервной системы с головным мозгом. Мозг - высший центр, который управляет наиболее сложными актами поведения животного. Нервная система состоит из двух отделов 1. Центральной нервной системы, к которой относится головной и спинной мозг, и 2) Переферической нервной системы, состоящей из массы нервов и нервных узлов, расположенных вне центральной нервной системы.

Алла Петрова: Поведение животного строится из двух видов рефлексов: безусловных (врожденных) и условных (индивидуально приобретенных). Безусловные рефлексы - простые и сложные врожденный реакции. Это врожденный рефлекс, стойко передающийся по наследству. Животное рождается с готовыми рефлекторными механизмами, не нуждающимися в обучении. По мере дальнейшего развития щенок приобретает, на основании своего индивидуального опыта, огромное количество рефлекторных актов, приспособляющих его наилучшим образом к конкретным условиям жизни. Это и есть Условные рефлексы

Филл: Это типа ликвидации безграмотности. Ликбез. Кому-то наерное это очень полезно знать, а то не все профессионалы знают основы основ дрессировки


Katrin: Алла, а дальше будет?

Алла Петрова: Условия образования условного рефлекса 1. Совпадение во времени действия ранее безразличного для собаки раздражителя с действием какого-либо безусловного раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Пример. Звонок - кормление. 2. Сигнал (звонок, загоревшаяся лампочка) всегда должны предшествовать даче пищи. 3. Полушария головного мозга всегда должны быть во время выработки условного рефлекса свободны от других видов деятельности. 4. Сила условного раздражителя. На слабые условные раздражители рефлексы вырабатываются медленно и бывают меньшей величины, чем на сильные раздражители. Это свойство условных рефлексов академик Павлов назвал законом силовых соотношений. Но он же подчеркнул, что чрезмерно сильные условно-рефлекторные раздражения могут вызывать у некоторых собак (особенно слабого типа нервной системы) не улучшение, а наоборот, ухудшение их условно-рефлекторной деятельности. А в некоторых случаях условный рефлекс может вообще не вырабатываться Необходимо также иметь в виду, что сила безусловного раздражителя привыработке условного рефлекса должна быть большей, чем сила условного раздражителя, так как условный раздражитель большой силы может затормозить у собаки проявление безусловного рефлекса (например отказ от лакомства и игрушек во время салюта или на выставке, во время облаивания собаки и людей, во время игры с другими собаками, преследовании кошки). 5. Условием образования условных рефлексов является состояние того безусловного рефлекса, на базе которого вырабатывается условный рефлекс. Т.е. безусловный рефлекс должен быть в достаточно возбудимом состоянии. При использовании пищевого условного рефлекса необходимо, чтобы собака была голодная. Также отмечается, что в некоторых случаях присутствие собаки при отработке условного рефлекса у другой собаки, у нее может развиться условный рефлекс быстрее. Преодоление препятствий, охрана... Т.е. имеет место подражание. Тут же отмечено, что посадка через принуждение нажатием на круп вырабатывает условный рефлекс медленнее, чем самостоятельная посадка после сигнала поднятой руки с лакомством. Основным способом выработки двигательных условных рефлексов является так называемый контрастный метод.

natafox: Ну всё неправильно "занала". Надо осмысливать осмысленнее Спасибо.

Алла Петрова: natafox Ты погоди. Я еще до Меннинга доберусь. Там Колондайк для желающих постичь теорию дрессировки.

Алла Петрова: Условные рефлексы могут вырабатываться и на фундаменте условных рефлексов. Пример. Если выработать оборонительный рефлекс на вспыхивание лампочки, а затем производить сочетание вспыхивания лампочки со звуком звонка и не производить при этом подкрепление током, то один звук звонка начнет вызывать оборонительную реакцию. Это будет рефлекс второго порядка. На его фундаменте, хотя и с большим трудом, может быть выработан в некоторых случаях таким же образом условный рефлекс третьего порядка. Но условный рефлекс третьего порядка - это предел для собаки Условные рефлексы высшего порядка весьма непрочны. Еще примером может быть воздействие связкой ключей, когда собака начинает реагировать только на звук гремящих ключей после того, как эта связка после броска в собаку ее напугала. При дрессировке собаки в основном используют условные рефлексы второго порядка, которые отрабатывают на основе условных рефлексов первого порядка. Например язык тела дрессировщика и голосовые команды.

Алла Петрова: Торможение В основе осуществления рефлекторного акта лежит возбуждение нервных клеток. Способность приходить в возбужденное состояние и передавать это возбуждение вдольнервного волокна - одно из основных свойств нервной системы. Однако наряду с возбуждением в нервной системе развивается и противоположный процесс торможения. Академик Павлов разделял торможение на 2 основные группы 1. Пассивное, безусловное торможение 2. Активное, условное торможение

Алла Петрова: Пассивное, безусловное торможени 1.Внешнее торможение Новые запахи, звуки, появление в поле зрения собаки какого-нибудь животного, сильный ветер, дождь могут привести к уменьшению или полному устранению условных рефлексов. Это и есть торможение, подавляющее выполнение условно-рефлекторного акта поведения собаки Переполненный мочевой пузырь, желудочные заболевания и другие раздражения, идущие из внутренних органов тоже приводит к возникновению нового очага возбуждения в коре головного мозга, который ослабит или утратит условно-рефлекторную деятельность собаки. Молодые, недавно образуемые условные рефлексы буду тормозиться посторонними раздражителями гораздо сильнее, чем прочные условно-рефлекторные связи. Поэтому для более успешной дрессировки собаки первые этапы ее обучения, когда еще не образовались прочные условные рефлексы, желательно проводить при отсутствии отвлекающих раздражителей. При образовании устойчивых условных рефлексов нужно постепенно вводить различные раздражители. (Эти советы давались еще в 1952 году)

Катрин: Алла Петрова пишет: Поэтому для более успешной дрессировки собаки первые этапы ее обучения, когда еще не образовались прочные условные рефлексы, желательно проводить при отсутствии отвлекающих раздражителей. При образовании устойчивых условных рефлексов нужно постепенно вводить различные раздражители. (Эти советы давались еще в 1952 году) А у нас еще так много инструкторов работают с собаками в группе с 4-месячного возраста.

Алла Петрова: Внешние торможения можно разделить на две группы 1. Гаснущие, или временные, тормоза - это раздражители, которые после некоторого повторения их перестают вызывать торможение условно-рефлекторной деятельности животного. При частом повторении каких-то раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию, собака перестает на них реагировать. Здесь нервная система собаки сама справляется с торможением. 2. Негаснущие, или постоянные, тормоза с повторением не теряют своего тормозящего действия. Например действие запаха течных сук на кобелей. Другим видом тоже пассивного, безусловного торможения является Запредельное торможение, или охранителное. Это торможение развивается, если на нервную систему собаки оказывается слишком сильный раздражитель и она с этим воздействием не справляется. Увеличение условно-рефлекторного ответа по мере усиления силы раздражителя идет до определенного предела, после которого наступает уменьшение, а в некоторых случаях может развиться и полное торможение условного рефлекса. Слишком сильный раздражитель поднимает возбудимость нервных клеток выше порога их работоспособности. Это защита нервной системы собаки Запредельное торможение может возникнуть и при слишком частом, слишком трудном или длительном применении какого-нибудь условного раздражителя.

Алла Петрова: Не смотря на то, что условный рефлекс вырабатывается тем быстрее и тем больше его величина, чем сильнее тот раздражитель, на который он вырабатывается. Но все это в каких-то пределах. Это торможение охраняет нервную систему от вредного воздействия слишком сильного раздражителя. Нередко бывает, что после интенсивного обучения какому-нибудь приему собака отказывается от его выполнения. Срабатывает запредельное отношение. Во время перерыва нервная система собаки освобождается от запредельного торможения и условно-рефлекторная деятельность ее начинает работать нормально. Запредельное торможение возникает без соответствующего индивидуального опыта, поэтому оно и относится к группе безусловного торможения. Активное (условное) торможение. Всем видам этого торможения собака должна научиться. К этому виду относится угасательное и деферинцировачное торможение. Угасательное торможение Если у собаки не подкреплять выполняемых приемов, собака перестанет работать. Более молодые рефлексы угасают быстрее, чем более"старые". Чем чаще давать неподкрепляемое раздражение, тем быстрее происходит угасание условного рефлекса. Но в коре головного мозга этот прием остается в памяти. Он только заторможен и через некоторое время может вновь восстановиться. Что нежелательно для ошибочного опыта. Диференцировочное торможение Имеет исключительно большое значение при следовой работе и выборке. Диференцировочное торможение развивается тогда, когда собака должна отдиференцировать (отличить) один внешний раздражитель от другого. Собака должна итти по следу по оределенному запаху, реакция на все остальные запахи должна быть заторможена. Собаки с резко выраженной активно-оборонительной реакцией плохо диференцируют именно по причине слишком высокой возбудимости их активно-оборонительного рефлекса. Запаздывающее торможение. Оно участвует в отработке всех приемов, связанных с выдержкой. От момента укладки или посадки собаки и до того момента, пока дрессировщик не разрешит собаке прекратить лежать или сидеть, в коре головного мозга развивается тормозной процесс, названный академиком Павловым запаздывающим торможением.

Филл: Вообще легче все прочитать в учебниках по дрессировке собак. Зачем столько писать? Кому надо, тот найдет, где прочитать, а кому не надо, и здесь не будет тратить время. Надеюсь, что никого не обидел.

Алена: Филл пишет: Зачем столько писать? Кому надо, тот найдет, где прочитать А зачем "бегать по книгам", я, например, с удовольствием прочитаю все здесь. Вам, Алла, спасибо, за образование масс.

Филл: Немного отвлеку от темы. Сегодня по телевизору прошла передача о состоянии аффекта. Психотерапевту Борису Егорову был задан вопрос, правильно ли сделали японцы, поставившие манекен начальника для снятия стресса, полученного от выговоров начальника. Он ответил, что в Японии уже эту систему отменили, т.к. работники, часто разряжавшие свое напряжение через битье манекена, нечаянно вырабатывают сильнейший рефлекс, который в некоторых случаях срабатывал на живом начальнике. В состоянии аффекта они по выработанному рефлексу начинали избивать начальника, чего они не сделали бы, если бы не привыкли это делать на манекене.

Алла Петрова: Филл Я еще в ДОСААФе столько раз читала эту тему на так называемых техминимумах (раньще щенка нельзя было получить без прохождения в клубе техминимума) и на судейских и инструкторских курсах, что была уверена, что эта тема для меня абсолютна известна. Но тогда скорее это были заученные фразы и термины. Сейчас я все это перечитываю, пройдя многолетний опыт дрессировщика. За простыми истинами вновь открываются старые понятия, но уже с другой оценкой и живыми ежедневными примерами. Я конечно все привожу в очень сокращенном виде только основные понятия, но потом хочется сопоставить с современной терминологией и методиками дрессировки. Кому не интересно, могут открыть интересную для них тему. Филл пишет: Надеюсь, что никого не обидел. Аналогично.

Катрин: Филл пишет: в Японии уже эту систему отменили, т.к. работники, часто разряжавшие свое напряжение через битье манекена, нечаянно вырабатывают сильнейший рефлекс, который в некоторых случаях срабатывал на живом начальнике. В состоянии аффекта они по выработанному рефлексу начинали избивать начальника, чего они не сделали бы, если бы не привыкли это делать на манекене.

Филл: Но ведь есть же много хороших дрессировщиков, побеждающих на соревнованиях, и ведущих группы по дрессировке, которые все эти основы не знают и они их мало интересуют.

Kristina: Филл пишет: Но ведь есть же много хороших дрессировщиков, побеждающих на соревнованиях, и ведущих группы по дрессировке, которые все эти основы не знают и они их мало интересуют. Конкретно кто? Имена, результаты? Просто интересно Не могу поверить, что вот кто-то только по собственному наитию как-то дрессирует (еще и группы ведет ), основ не знает да еще и побеждает на соревнованиях

Алла Петрова: Недавно попалась на глаза статья Каре Прайор. "...Каждый может быть тренером, но некоторые от природы способны к этому больше, чем другие. Вам вовсе не обязательно отличаться каким-то особым терпением, быть сильной личностью, не требуется и особого подхода к детям и животным, можно не обладать и тем, что цирковой дрессировщик Франк Бук называет силой человеческого взгляда. Мы называем их талантливыми учителями, блестящими военачальниками, выдающимися тренерами, гениальными дрессировщиками. Эти одаренные личности не нуждаются в книге о том, как использовать законы, управляющие обучением..." Но потом автор добавляет, что таких гениев единицы. Остальные должны выучить законы, управляющие обучением.

Алла Петрова: Возбуждение и торможение являются теми процессами, которые лежат в основе высшей нервной деятельности, в основе поведения. Академик Павлов проводил следующий опыт с собакой, у которой были выработаны пищевые условные рефлексы. Когда Павлов входил в комнату, где проводили опыт с собакой, собака проявляла резко выраженную активно-оборонительную реакцию. Павлов садился на место сотрудницы, постоянно работавшей с собакой, и начал применять условно-рефлекторные раздражители, то оказывалось, что пищевой условный рефлекс был значительно больше, чем обычно, и собака с большей жадностью поедала даваемую пищу. Академик Павлов установил, что возбуждение, вызванное видом незнакомого человека, распространялось (иррадиировало) по мозгу из того района, с которым связано проявление активно-оборонительной реакции. «вот и объяснение, почему воздействие парфорсом или электроошейником (с определенной силой) возбуждает проявление других инстинтов». Далее он описал, что при дальнейшем спокойном поведении Павлова, по коре головного мозга собаки после широкого распространения возбуждения, связанного с проявлением активно-оборонительной реакции, привело к внешнему торможению пищевого условного рефлекса. В точных опытах показано, что процесс возбуждения распостраняется быстрее, чем тормозной процесс приблизительно 4:1.

Алла Петрова: Оценка силы нервных процессов. При оценке силы раздражительного процесса (возбудимости) применяют такие мероприятия, которые направлены на повышение возбудимости клеток коры головного мозга. При этом оценивается, какую степень возбудимости может выдержать нервная система собаки, не впадая в запредельное торможение. 1. Если собака легко развивает признаки запредельного торможения, то это свидетельствует о низком пределе работоспособности нервных клеток, о слабости коры головного мозга, и наоборот, 2. Если собака выдерживает значительное повышение возбудимости корковых клеток, не проявляя признаков запредельного торможения, это свидетельствует о высоком пределе работоспособности нервных клеток, о силе коры головного мозга. В первом случае академиком Павловым собаки были охарактеризованы, как собаки слабого типа, или меланхолики Во втором случае собак он подразделил на три типа:сангвиники, холерики и флегматики.

Алла Петрова: Оценка подвижности процессов возбуждения и торможения. Под подвижностью процессов возбуждения и торможения понимается скорость и легкость переключения возбуждения коры головного мозга на состояние торможения и обратно. Собаки с плохой подвижностью нервных процессов (возбуждения и торможения) академиком Павловым были названы флегматиками. Собаки сильного типа с хорошей подвижностью процессов возбуждения и торможения - сангвиниками Таким образом академиком Павловым были выделены четыре типа высшей нервной деятельности 1.Слабый тип - меланхолики, у которых слабый процесс возбуждения, т.е. низкий предел работоспособности нервных клеток. Слишком сильные раздражители вызывают у этих собак запредельное торможение. 2.Уравновешенный, подвижный тип - сангвиники Примечание автора - говоря подвижный или малоподвижный, имеют ввиду не подвижность собаки, а подвижность нервных процессов. Это собаки с сильным процессом возбуждения и торможения и хорошей их подвижностью. 3.Возбудимый, безудержный тип - холерики Сильный процесс возбуждения, но слабый процесс торможения. 4.Инертный, малоподвижный тип - флегматики С сильными процессами возбуждения и торможения, но с плохой их подвижностью.

Алла Петрова: Вначале академик Павлов считал, пассивно-оборонительная реакция (трусость) является проявлением слабого типа нервной деятельности. Однако дальнейшие его исследования показали, что это неверно. Специальное изучение нескольких собак с ярко выраженной пассивно-оборонительной реакцией показало, что такие собаки могут обладать сильным типом ВНД. Он стал рассматривать пассивно-оборонительную реакцию, как реакцию, маскирующую истинный тип ВНД. Но если у собаки нет пассивно-оборонительной реакции, то это указывает на то , что это собака сильного типа ВНД. Если у собаки отсутствует активно-оборонительная реакция, это не значит, что это собака слабого типа. Точно так же и собаки слабого типа могут обладать значительной активно-оборонительной реакцией. Исследования показали, что кобели в среднем обладают более сильной нервной системой, чем суки.

Алла Петрова: Условия формирования типа нервной системы Несмотря на то, что тип нервной системы является врожденным свойством, тем не менее он формируется в тесной зависимости от условий существования собаки. Особенно большое влияние на развитие тормозного процесса оказывает соответсвующее воспитание. Если у собаки слабый тормозной процесс, постепенной тренировкой его можно значительно усилить, т.е. изменить типологические особенности собаки. Большое значение имеет тренировка и для подвижности нервных процессов.

Алла Петрова: Высшая нервная деятельность собаки может быть сорвана непосильной задачей, предъявляемой ее нервной деятельности Срыв может быть быстро проходящим или очень глубоким и длительным и в таком случае приходится уже говорить о неврозе. Академик Павлов понимал под неврозом в широком смысле что, «животное не отвечает как следует условиям, в которых он находится», отсутствует правильная реакция животного на внешние раздражители. Перенапряжение раздражительного процесса с последующим неврозом развивается у собаки в результате воздействия на нее сильных раздражителей. Причиной невроза может стать и перенапряжение тормозного процесса Перенапряжение подвижности нервных процессов происходит при быстрой, непосредственной смене тормозного раздражителя положительным, или наоборот.

Алла Петрова: Формы проявления неврозов 1. Невроз в форме возбуждения проявляется в резком повышении возбудимости. Собака не в состоянии затормаживать свои условные рефлексы. 2.Невроз в форме торможения Условные рефлексы могут быть значительной величины, но все диференировки, как правило, бывают нарушены. Наблюдается хаотическая двигательная возбудимость, сменяющаяся полной заторможенностью.

Алла Петрова: А теперь хочется обратиться к О.Меннингу в разделе "Характеристики инстинкта и обучения" Инстинкты обусловлены адекватными реакциями, запрограммированными в нервной системе животного при рождении как часть его наследственной конституции. Инстинктивное поведение развивается постепенно и естественный набор изменяет его чтобы лучше приспособить животное к среде обитания. Инстинкт представляет собой своего рода «видовую память», передаваемую от поколения к поколению по наследству. Инстинкт наделяет животное набором адаптивных реакций, которые оказываются «готовыми» к проявлению при первой же необходимости в них. Есть две особенности инстинктивных действий (это то определение, которое сегодня часто называют внутренней мотивацией) 1. Эти действия представляют собой закрепленные стереотипные комплексы движений, очень сходные у всех особей данного вида. 2.Инстинктивные действия часто легко вызываются очень простыми стимулами. Сталкиваясь со сложной ситуацией, животное реагирует на одну ее часть и фактически игнорирует остальные.

Алла Петрова: Но есть масса примеров, когда животное, сталкиваясь с трудностями, учатся что-то делать. Бывает так, что после обучения движения становятся почти автоматическими и могут сохраняться, даже если перестают быть эффективными. Гены могут контролировать развитие поведения, но для этого они должны взаимодействовать с окружающей животное средой. Очень важен период самого раннего развития животного - в утробе матери и очень зависят от ее физиологического состояния. Пример: если самок крыс в период беременности подвергать стрессу, то это влияет на поедение потомства. Когда такое потомство впервые попадает в незнакомую обстановку, оно проявляет повышенную по сравнению с обычной пугливость. Так же огромное влияние оказывают раздражители на новорожденных щенков. Крысята, котрых брали в руки в раннем возрасте, созревают быстрее - раньше открывают глаза и опережают по весу контрольных сверстников. Кроме того они оказываются менее эмоциональными при пугающих воздействиях.



полная версия страницы